2 подхода к внедрению программных продуктов

Андрей Арбузов,
Генеральный директор Консалтинговой компании Эрбика,
март 2019
Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить,
Дай мне силы изменить то, что возможно,
И дай мне мудрость научиться отличать первое от второго.
(богослов Рейнольд Нибур (Dr. Rheinhold Niebur)


Почему одни проекты успешны, а другие "не взлетают"?
Не хватает денег? Низкая квалификация подрядчика? Нет готовности Заказчика?
Как правило, причины катастрофы и успеха - это совокупность нескольких факторов.


Успех проекта зависит от распределения функций между Заказчиком и Подрядчиком. Вариантов взаимодействия сторон много, но можно выделить два подхода:

Андрей Арбузов
Генеральный директор Консалтинговая компания Эрбика
Подход
"От программы"
Подрядчик рассказывает Заказчику о возможностях и удобствах программного продукта. Главное меню, формы, отчеты... "Смотрите какая хорошая программа". Да, программа хорошая, но подходит ли она бизнесу?

Подрядчик не знает бизнеса Заказчика, он может опираться только на свой и чужой опыт применения программы в аналогичных компаниях. "Другим помогло и Вам поможет". Но показать результативность применения программного продукта в конкретном бизнесе Заказчика он не может.

Предполагается, что Заказчик, выслушав эту информацию, сам придумает как эффективно воспользоваться программой.
Подрядчик может ему помочь только технической информацией о внедрении программы - "Мы рекомендуем сначала настроить формы, а затем отчеты..."

А вопросов возникает масса. Как построить проект внедрения, с чего начать? Какие функции программы задействовать? С какой детализацией описывать? Что автоматизировать, а что лучше оставить в Excel? Как распределить функции между сотрудниками? Как обучить пользователей, которые не хотят слушать о программе, а хотят, чтобы им дали алгоритм их работы, используя программу?

Организационная часть проекта лежит на Заказчике, управляет проектом Заказчик, за результаты проекта отвечает Заказчик.

Подрядчик всегда вправе спросить "К программе претензии есть?"
Плюсы
  • Не требуется передачи знаний о бизнесе Подрядчику
  • Снижены требования к квалификации Подрядчика
  • Минимальная стоимость услуг Подрядчика
Минусы
  • Требует от сотрудников Заказчика высокую квалификацию по организации проекта.
  • Бизнес "прогибается" под программу.
  • Риски проекта полностью ложатся на Заказчика
Подход
"От бизнеса"
Подрядчик, который, как правило, хорошо знает программу(ы), изучает бизнес Заказчика, а также мотивы руководства на внедрение.
Осознав текущую картину и выяснив цели проекта, Подрядчик выбирает подходящую программу и показывает Заказчику - как может быть применен программный продукт, что может получить бизнес от его внедрения.

Если показанная картина находит поддержку у руководства, то Подрядчик совместно со специалистами Заказчика, формирует план – график проекта, в котором указывает все мероприятия от начала до конца, участников, сроки, ресурсы, включая бюджет и т.д.
Проект имеет статус "Изменение бизнеса с помощью программы", а не "внедрение программы",

Организация проекта осуществляется совместными усилиями Заказчика и Подрядчика. Управляет проектом созданный совместный орган, который отвечает за результаты внедрения - получения бизнес-результатов.

По сути такой подход предполагает логичное разделение квалификации и полномочий между Заказчиком и Подрядчиком. Заказчик отвечает за цели и управление сотрудниками, а Подрядчик выполняет не характерные для бизнеса задачи - управление проектом и знаниями о внедряемой программе.

Подход требует серьезной квалификации подрядчика в области управленческого консалтинга, что очень часто игнорируется на практике.
Плюсы
  • Не требует специфичных знаний от специалистов Заказчика
  • На управление проектом внедрения от Заказчика требуется меньше усилий
  • Снижены риски проекта
Минусы
  • Высокие требования к квалификации и опыту подрядчика
  • Требует от Подрядчика знания бизнеса
  • Высокая стоимость услуг Подрядчика, т.к. предполагает больше действий
  • Требует слаженных совместных действий от Заказчика и подрядчика
Выводы
по применению
Для того чтобы понять применимость подходов нужно помнить, что автоматизируются "типовые" и "нетиповые" бизнес-процессы.

"Типовые" - не зависят от специфики предприятия, т.е. процессы кем-то уже описаны, зарегламентированы, например, бухгалтерский и налоговый учет, онлайн кассы, и т.д.
"Нетиповые" - сильно зависящие от специфики предприятия, как правило это все внутренние процессы , например, Управление производством, сбытом, продажами и т.д.

"Типовые" бизнес - процессы эффективнее автоматизировать с помощью подхода "От программы".

Автоматизация "нетиповых" задач возможна только методом "От бизнеса". Т.к. требует досконального знания бизнеса, а также понимания "разрывов функциональности".
подход "От программы"
  • Эффективен на "типовых" проектах - не зависящих от специфики предприятия, например, сдача отчетности, регламентированный учет и т.д.
  • Низкая стоимость проекта и требований к Подрядчику.
  • Ответственность за результаты проекта лежит на Заказчике.
  • Реализация подхода возможна только если внутри компании есть сотрудники с очень специфичной компетенцией.
подход "От бизнеса"
  • Эффективен на "нетиповых" проектах - сильно зависящих от специфики предприятия, например, Управление производством, бюджетирование, адресное хранение.
  • Высокие требования к квалификации Подрядчика
  • Снижены требования к квалификации Заказчика
  • Проект обходится для Заказчика дороже, что объясняется сложностью и объемом решаемых задач.
  • Ответственность за результаты проекта лежит на совместной рабочей группе
Made on
Tilda