Внедрение ERP-системы от начала до конца это «затяжной» проект, где годы упорного труда, финансовых и организационных затрат. Поэтому сразу же было принято «классическое» решение разделить проект на функциональные блоки, так чтобы по окончанию каждого из них предприятие имело ощутимый результат.
В качестве первого блока, фундамента проекта, была выбрана функциональность производственного учета, которая включала бы в себя учет ТМЦ в производстве, выпуск продукции, учет энергетики и сравнение плановых и фактических затрат на выпуск продукции.
Основными целями проекта были Целью автоматизации:
- Создать унифицированное решение по производственному учету для всех цехов предприятия;
- Избавиться от устаревших информационных систем, переведя решаемые ими задачи на новую систему;
- Подготовить фундамент (НСИ) для реализации последующих блоков проекта.
В целях минимизации рисков проект по автоматизации производственного учета было решено разделить на два этапа. На первом этапе - «пилотный» проект с участием двух ключевых цехов на двух производственных площадках. Вторым этапом – тиражирование решения на остальные цеха предприятия.
Для реализации проекта был сформирован тройственный союз, основными участниками которого стали:
- Галополимер – Заказчик и эксперт в части бизнес-процессов;
- Эрбика – проектирование бизнес-процессов и системы, эксперты системы 1С:ERP, тестирование и приемка разработок, обучение и внедрение системы.
- ОЦО УралХим – разработка программного продукта и экспертиза проектных решений.
На стадии проектировании системы в качестве основной MDM-системы была выбрана существующая 1С:УПП, которая использовалась в целях регламентированного учета. Для реализации процессов синхронизации данных командой проекта была разработана «шина данных» - специальная подсистема, обеспечивающая гарантированную и своевременную передачу НСИ и документов между системами.
Также предполагалось реализовать обмен с системой IFS, отвечающей за учет движения ТМЦ на складах предприятия. Экономическая оценка разработки обменов между 1С:ERP и IFS значительно превысила прогнозные оценки. В результате на Управляющем комитете было принято решение отказаться от IFS и расширить функциональные рамки проекта, включив в него учет движения ТМЦ, управление закупками и реализацию готовой продукции. Сроки проекта – декабрь 2017, были сохранены, за счет отказа от пилотной части проекта.
В связи с изменением функциональных рамок структура проекта была перестроена, проектной группой было выделено три этапа на двух производственных площадках:
- Автоматизация движения ТМЦ на складах, управление МТС и реализация готовой продукции в стандартной функциональности;
- Производственный учет цехов в стандартной функциональности;
- Производственный учет фторполимеров в полной функциональности, интеграция с LIMS.
В период с 01.04.2017 по 31.06.2017 была проведена глобальная подготовка, выполнено масштабное обучение сотрудников и осуществлен запуск подсистем на двух площадках. Первый этап проекта стал одним из самых напряженных и трудных для сотрудников предприятия, требовалось быть постоянно внимательным, работать в двух системах и быстро отрабатывать нестандартные ситуации. Кроме того, ситуацию усложняла – новая система с другой логикой и совершенно другим интерфейсом.
В этот период бизнес-консультанты стали боевыми напарниками для сотрудников. Командная работа 24х7 с проектной командой, экспертные знания о системе, нестандартное и гибкое мышление, желание достичь результата – вот что мотивировало, давало сил заряжать и отвечать, генерить идеи.
Спустя месяц было принято решение о переходе в промышленную эксплуатацию и блокировки IFS. Первый ощутимый результат руководства, «One Step Closer» для команды и всех участников проекта.
Второй этап проекта был пройден с 01.06.2017 по 31.08.2017, запущен производственный учет в цехах на двух площадках (исключая цеха фторполимеров). Большое количество сотрудников, порой отсутствии опыта работы с программами/компьютером, работа в две смены усложняли движение проекта. Бизнес-консультантам приходилось регулярно проводить совещания, привлекать руководство, мотивировать сотрудников, проводить повторные обучения и консультации.
Внимание, терпение, настойчивость и понимание дали результаты. Спустя месяц совместной опытной эксплуатации каждый сотрудник цеха был включен в работу, закрепились навыки работы с программой, пришло осознание логики процессов. Экономисты получили первые сводные цифры, которые соответствовали фактическим.
Появилась возможность оперативно оценивать ситуацию в производственных цехах, отслеживать отклонение затрат сырья, материалов и энергетики.
Третий этап 01.09.2017 по 31.12.2017 был посвящен разработки функциональности для двух специализированных цехов по производству фторполимеров. В рамках этапа в 1С:ERP была воссоздана функциональность сертификации, интеграции с LIMS, хранения и перемещения паллет, разработана отчетность, позволяющая отследить каждую операцию.
Для данного этапа были характерны огромная функциональность, небольшая проектная группа, высокая квалификация сотрудников Заказчика, высокая зона ответственности. Большой объем операций физически не вызволял сотрудникам вести учет в двух программах. Решение по каждой нестандартной ситуации должны были вырабатываться моментально, иначе становились критическими. Ошибка данных могла привести к остановке отгрузки продукции.
После двух неудачных тестовых запусков бизнес-консультанты компании Эрбика ужесточили требования к приемке разработанной функциональности программистами. Экстремальное тестирование, оперативный и жесткий контроль за ходом работ и сверхбыстрая отработка замечаний – те профессиональные навыки консультантов, которые позволили добиться результата и получить за месяц стабильно работающее решение.
Опытно-промышленная эксплуатация прошла в штатном режиме. Критических отклонений в бизнес-процессах не зафиксировано, ни одна отгрузка не была сорвана.