ОТК и сертификаты

Юрий Юрков,
Бизнес - Консультант Консалтинговой компании Эрбика,
август 2019
  • Заказчик требует паспорт качества на готовое изделие? К нему нужно прилагать сертификаты по использованным материалам и ПКИ?
  • Поставщик предоставляет сертификат качества? По каждой партии?
  • Все материалы, полуфабрикаты проходят контроль качества ОТК? Где и как это фиксируется?
  • Сколько времени и сил Вы тратите на отслеживание сертификатов?

Юрий Юрков
Бизнес - консультант
В чем проблема?
Обязательным требованием при сдаче работ Заказчику является наличия паспорта на изделия. Паспорт системы содержит информацию об изделии и его технических характеристиках, материалах и комплектующих, требования к эксплуатации и обслуживанию изделия и другие документы.

При производстве изделия по контрактной системе обязательным требованием является идентификация материалов, входящих в состав изделия и наличие сертификатов, подтверждающих их качество.

Сложные промышленные изделия комплектуются из нескольких сотен узлов, состоящих из нескольких тысяч материалов и покупных комплектующих. А сами материалы и комплектующие поступают на предприятие разными партиями от разных поставщиков. Для того чтобы собрать информацию о сертификатах на использованные в ходе производства изделия материалы и комплектующие необходимо организовать идентификацию и прослеживаемость каждой партии.

Самый простой способ создать такую систему – это осуществлять закупки с привязкой к заказу клиента. На практике ситуация усложняется тем, что материал, поступивший под потребности одного заказа, по факту используется в производстве изделия другого заказа клиента. Поэтому данный способ дополняют обязательной маркировкой материалов и комплектующих, используемой для идентификации партии поступления.

В итоге при формировании паспорта изделия сначала требуется определить все идентификационные номера материалов и комплектующих, использованных при производстве, а затем сопоставить их с партиями поступлений.

Результатом такого сложного процесса становятся неуправляемые сроки формирования паспорта на изделие, наличие ошибок в документации, затягивание сроков сдачи изделия и подписания приемо-сдаточной документации

Как организовать прослеживаемость партий? Возможно ли ускорить подготовку паспорта на изделия с помощью ERP?

Функциональность программного продукта «1С:Управление предприятием ERP 2» позволяет организовать партионный учет с максимально прозрачную прослеживаемость движения каждой поступившей партии материалом и комплектующих на предприятии.

Для машиностроительного предприятия мы рекомендуем использовать следующий набор функциональных настроек: партионный учет, серийный учет остатков и учет сертификатов качества. Комбинация такой функциональности управлять каждой партией материального ресурса, отслеживать использование материалов и комплектующих до изделия, узла и детали, а также контролировать наличие сертификатов.

Для реализации функциональности необходимо выполнить ряд организационных изменений:
  • при поступлении материалов и комплектующих в обязательном порядке должен присваиваться уникальный номер, который однозначно идентифицирует партию, и выполнять маркировка;
  • при оприходовании материалов и комплектующих от поставщика на материалы
  • передача материалов и комплектующих со склада в производство должен осуществляться только при наличии сертификатов качества на продукцию.
  • учет материалов и комплектующих на складах и в производстве должен быть организован в разрезе номеров партий;
  • и другие.

Данных механизм позволит в любой момент времени четко идентифицировать партию поступления и сертификат качества для любого материала и комплектующей. А также настроить специализированные отчеты о составе изделия и связи с паспортами качества.
С помощью 1C:ERP удастся сократить сроки подготовки паспорта на изделие, устранить ошибки человеческого фактора, выстроить тотальную и непрерывную систему учета материалов и комплектующих.